Форум » Хроники временных лет » К.С. СТАНИСЛАВСКИЙ или ПОДСОЗНАТЕЛЬНОЕ ЧЕРЕЗ СОЗНАТЕЛЬНОЕ » Ответить

К.С. СТАНИСЛАВСКИЙ или ПОДСОЗНАТЕЛЬНОЕ ЧЕРЕЗ СОЗНАТЕЛЬНОЕ

Severvirgin: К.С. Станиславский «Дневник ученика. Работа над собой в творческом процессе» о занятиях в школе-театре с режиссером и преподавателем А.Н. Торцовым и его помощником И.П. Рахмановым. http://stanislavsky.by.ru/ http://az.lib.ru/s/stanislawskij_k_s/

Ответов - 225, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 All

Severvirgin: ИСТОРИЯ ВТОРАЯ «… вспоминая распростертого на земле нищего и наклонившегося над ним неизвестного человека, я думаю не о катастрофе на Арбате, а о другом случае. Как-то давно я наткнулся на серба, склоненного над издыхавшей на тротуаре обезьяной. Бедняга, с глазами, полными слез, тыкал зверю в рот грязный огрызок мармелада. Эта сцена, по-видимому, тронула меня больше, чем смерть нищего. Она глубже врезалась в мою память. Вот почему теперь мертвая обезьяна, а не нищий, серб, а не неизвестный человек, вспоминаются мне, когда я думаю об уличной катастрофе. Если б мне пришлось переносить эту сцену на подмостки, то я бы черпал из своей памяти не соответствующий ей эмоциональный материал, а другой, приобретенный значительно раньше, при иных обстоятельствах, с совершенно другими действующими лицами, то есть с сербом и обезьяной. Почему это так?»

Severvirgin: ВНИМАНИЕ, ОБЪЯВЛЕНИЕ ДОРОГИЕ ДРУЗЬЯ! СООБЩАЮ ВАМ ПРИСКОРБНУЮ ВЕСТЬ.... мой начальник завтра возвращается из командировки. С ГОРЬКИМ СОЖАЛЕНИЕМ, сообщаю, что в нашей теме будет маленький перерывчик, ВЕРЮ, ЧТО НАШИ ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЕ ВСТРЕЧИ возобновятся на следующей неделе. ВО ВРЕМЯ ЭТОГО МАЛЮСЕНЬКОГО ПЕРЕРЫВЧИКА, предлагаю поразмышлять над процессом эволюции воспоминаний и почему произошла подмена воспоминаний у Константина Сергеевича. В ТО ВРЕМЯ, как вы будете размышлять, я подготовлю продолжение этой темы и мы ПОДОЙДЕМ к ВАЖНЫМ, ИНТЕРЕСНЫМ и СЛОЖНЫМ темам: "Общение" "Линия стремления двигателей психической жизни" "Внутреннее сценическое самочувствие" "Сверхзадача. Сквозное действие" "Подсознание в сценическом самочувствии артиста" В БЛИЖАЙШЕМ БУДУЩЕМ (на след.неделе) НАС ЖДУТ: продолжение темы ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ПАМЯТЬ и ответим на вопрос Станиславского - "Почему так?" СЕРЬЕЗНАЯ ТЕМА - "Приспособление и другие элементы, свойства, способности и дарования артиста" Мы познакомимся с ДВИГАТЕЛЯМИ ПСИХИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ, Узнаем какими техниками пользуются актеры для ОСВОБОЖДЕНИЯ МЫШЦ, они интересны и для многих людей. которые испытывают психологический дискомфорт от своей "зажатости".

Severvirgin: ДОРОГИЕ ДРУЗЬЯ!!! ДО СКОРОЙ ВСТРЕЧИ, НА СЛЕДУЮЩЕЙ НЕДЕЛЕ


Мышонок: Я хоть за это время, дай бог, все дочитаю

Severvirgin: Severvirgin пишет: Почему это так?» …потому что, все произошедшее с Константином Сергеевичем можно определить как процесс «кристаллизации» воспоминаний и чувств. Этот процесс совершается в эмоциональной памяти. Каждый из нас может вспомнить случай, который тронул до глубины души, шокировал своей трагичностью. Воспоминания о нем хранятся в памяти и сознании, но не во всех подробностях, а лишь в отдельных чертах, которые больше всего нас тронули.

Severvirgin: Из таких фрагментов - следов пережитого образуется одно – большое и углубленное воспоминание об однородных чувствах, мозаика. В этой мозаике - воспоминании нет ничего лишнего, все самое существенное. Синтез всех однородных чувств имеет отношение не к отдельному частному случаю - фрагменту, а ко всем в равной степени. Это воспоминание «мозаика» чище, компактнее, содержательнее и острее, чем сама действительность.

Severvirgin: Эмоциональная память очищает воспоминания через фильтр времени. Не будь этого, случайные подробности задавили бы в памяти главное, и это главное затерялось бы в мелочах. Кроме того, время - прекрасный художник. Оно не только очищает, но умеет поэтизировать наши воспоминания. Благодаря этому свойству памяти даже мрачные, реальные и грубо натуралистические переживания приобретают со временем художественные оттенки. Повторные воспоминания ценны для актера, т.к. он отдает роли наиболее дорогие, близкие, увлекательные чувства, пережитые им самим в действительности. Жизнь изображаемого персонажа создается актером из отобранного материала своей эмоциональной памяти. Эту жизнь невозможно ни подделать, ни подменить актерским наигрышем.

Severvirgin: СПРАВКА: Актерский наигрыш – внешне эффектные приемы игры, которые позволяют заполнить внутреннюю, душевную пустоту роли. Актер обращаются к зрителям и громко, эффектно, с пафосом декламируют о своих несуществующих переживаниях. Например: для передачи силы не существующего в действительности чувства кричит до надрыва, усиливает мимику до утрировки, преувеличивает выразительность движений и действий, потрясает руками, сжимает ими голову и прочее.

Severvirgin: Таким образом, мы приходим к парадоксальному выводу: Актер призван, вечно, играть на сцене только самого себя, но: - в разных сочетаниях, - в комбинациях задач, - в предлагаемых обстоятельствах, - с учетом собственных эмоциональных воспоминаний, выращенных в себе для роли.

Severvirgin: Искусство и душевная техника актера направлены на то, чтобы уметь естественным путем находить в себе зачатки природных человеческих качеств и пороков персонажа, а затем выращивать и развивать их для той или другой исполняемой роли. Душа изображаемого на сцене персонажа комбинируется и складывается актером из собственных живых человеческих качеств, из своих эмоциональных воспоминаний, опыта. Чтобы извлечь из своей души эмоциональный материал и оживить эмоциональную память, актер прибегает к помощи внутренних, внешних средств и возбудителей.

Severvirgin: Внешние возбудители Окружающая обстановка влияет на наши чувства, и это происходит не только в действительности, но и на сцене с актером. Внешняя сценическая обстановка и настроение, которое она создает, являются возбудителями чувств актера. К внешней сценической обстановке относятся постановочные, декорационные, планировочные, световые, звуковые средства и эффекты. В руках талантливого режиссера все постановочные средства становятся художественным созданием, и творят иную жизнь на сцене. Постановочные средства должны отражать душевную жизнь действующих лиц пьесы, направлять внимание на внутреннюю жизнь роли, влиять на психику и эмоциональные переживания актера.

Severvirgin: Внутренние возбудители Часто актер вынужден идти не от возбудителя к чувству, а от чувства к возбудителю. Это происходит, когда ему нужно зафиксировать случайно возникшее внутри него переживание. Станиславский пишет: «…повторить случайно пережитое на сцене чувство - то же, что пытаться воскресить увядший цветок. Не лучше ли заботиться о другом: не оживлять уже умершее, а вырастить новое взамен увядшего. Что же нужно сделать для этого? Прежде всего не думать о самом цветке, а поливать его корни, или бросить в землю новое семя и вырастить новый цветок».

Severvirgin: Актеры, по признанию Станиславского, часто поступают иначе. Если им удалось какое-то место роли, и они хотят его повторить, то они обращаются прямым путем к самому чувству и пытаются вновь пережить его. Это равноценно попытке «…создать цветок без природы». Актеру следует думать не о чувстве, а заботиться о тех условиях, которые вызвали переживание. Эти условия станут той почвой, на которой вырастит новое чувство, аналогичное пережитому раньше.

Severvirgin: Свойства эмоциональной памяти Кроме богатства эмоциональной памяти, различают также её силу, устойчивость и качество хранимого эмоционального материала. Чем она сильнее, острее и точнее, тем ярче и полнее творческие переживания.

Severvirgin: ЛИРИЧЕСКОЕ ОТСТУПЛЕНИЕ: Для лучшего понимания степени силы эмоциональной памяти, её продолжительности и воздействия рассмотрим три примера. 1. наиболее жизнеспособный тип воспоминания Человек получает публичное оскорбление, пощечину. Психологическое потрясение настолько велико, что затмевает все детали и внешние обстоятельства. По ничтожному поводу и без явной причины обида вспыхивает в эмоциональной памяти, начинает жить с удвоенной силой, кровь заливает лицо и сердце выскакивает из груди. Актер, располагая подобным материалом, без особого труда переживет на подмостках сцену, аналогичную той, которая запечатлелась в его памяти. 2. средняя степень жизнеспособности Рассеянный человек, после годового перерыва, навещает знакомых и за обедом произносит тост за здоровье хозяйской малютки, горячо любимой родителями. Гробовое молчание, мать ребенка лишается чувств. Гость забыл, что обед состоялся через год …. после смерти малютки, за здоровье которой он произнес тост. Память гостя запечатлела не только переживание, но и отдельные, наиболее яркие обстоятельства происшествия: испуганное лицо гостя напротив, потупившийся взгляд соседки, возмущенный возглас родственников, обморок матери. По прошествии времени воспоминания, которые пережил этот человек, возникают вновь. Но подробности происшествия приходится вспоминать, тогда, вслед за ними приходят эмоции. 3. слабая степень Кузина после смерти своей матери приезжает к брату, чтобы поблагодарить его за венок, присланный на похороны. Не успела она выполнить свою миссию, как родственник любезно справляется о здоровье милой тети (покойницы). Обстоятельства, эмоции могут быть оживлены только с посторонней помощью, например кузины.

Severvirgin: Запасы эмоциональной памяти актера должны беспрерывно пополняться. Актер, когда осуществляет поиск внутреннего, эмоционального материала, пользуется не только теми впечатлениями, которые он приобрел в процессе своей жизни, но и тем, что познал в других людях. Впечатления, чувства, переживания актер черпает как из действительности, так и из воображаемой жизни, литературных произведений, мемуаров, и главным образом, из общения с людьми. Наблюдательность занимает важное место в формировании эмоциональной памяти актера. Актер должен не только наблюдать, но и понимать смысл происходящего в окружающем мире, обрабатывать воспринятые чувства, проникать в истинный смысл происходящего вокруг него.

Severvirgin: СОВСЕМ НЕ ЛИРИЧЕСКОЕ ОТСТУПЛЕНИЕ: Никогда не забуду слова интервью с одним известным актером. Он утверждал, что работа актера не должна прекращаться ни на минуту, даже в самые трагические для него минуты. Он вспоминал, что когда получил известие о смерти близкого и любимого человека, в приступе горя опустился на колени и зарыдал. Он находился в спальне перед зеркалом. На мгновение его сознание отрешилось от переживаемого горя и страдания, он взглянул на себя, как бы, со стороны, поднял глаза к зеркалу. Мысль, которая возникла в его голове, привела его в ужас. «Какая сильная эмоция…, какое переживание…, хороший ракурс, - надо запомнить!»

Severvirgin: Внимание: Новая тема будет интересна и полезна тем, кто в силу своей психической конституции и повышенной нервной возбудимости, испытывает регулярное внутреннее напряжение, внешним проявлением которого является «мышечный зажим».

Severvirgin: ОСВОБОЖДЕНИЕ МЫШЦ Девиз: «НАПРЯЖЕНИЕ, ОСВОБОЖДЕНИЕ и ОПРАВДАНИЕ» Телесные зажимы могут доходить до мышечных судорог и даже травм. - напряжение голосовых связок вызывает сипы, хрипы, потерю способности говорить; - напряжение в руках, ногах сковывает движения, жестикуляцию, походку; - напряжение мышц лица парализует его, создает «каменное» выражение лица, вызывает боль в нижней челюсти, появляются глубокие мимические морщины; - напряжение диафрагмы вызывает одышку, нарушает дыхательный процесс; Многие люди в повседневной жизни сталкиваются с данными проблемами или страдают от них на протяжении длительного времени.

Severvirgin: А теперь вспомните, что актеры такие же люди и могут испытывать подобные негативные состояния. Все эти состояния мышечного напряжения оказывают негативное влияние на творческие процессы переживания, внешнее воплощение и на общем самочувствии актера… …поэтому…



полная версия страницы