Форум » Хроники временных лет » К.С. СТАНИСЛАВСКИЙ или ПОДСОЗНАТЕЛЬНОЕ ЧЕРЕЗ СОЗНАТЕЛЬНОЕ » Ответить

К.С. СТАНИСЛАВСКИЙ или ПОДСОЗНАТЕЛЬНОЕ ЧЕРЕЗ СОЗНАТЕЛЬНОЕ

Severvirgin: К.С. Станиславский «Дневник ученика. Работа над собой в творческом процессе» о занятиях в школе-театре с режиссером и преподавателем А.Н. Торцовым и его помощником И.П. Рахмановым. http://stanislavsky.by.ru/ http://az.lib.ru/s/stanislawskij_k_s/

Ответов - 225, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 All

Severvirgin: Все на сцене должно быть убедительно для самого актера, партнеров и зрителей. Все должно внушать веру в возможность существования в подлинной жизни чувствований, аналогичных тем, которые испытывает на сцене сам актер. Каждый момент пребывания актера на сцене должен быть оправдан верой в правду переживаемого чувства и в правду производимых действий.

Severvirgin: В момент творчества актер сам себе не судья. Зритель пока смотрит, также не судья. Судья - партнер. Если актер воздействовал на него, если он заставил поверить правде чувствования и общения - значит, творческая цель достигнута и ложь побеждена. Актер живет правдой на сцене: - если на сцене в момент творчества не представляет, не наигрывает, а подлинно, продуктивно, целесообразно и беспрерывно действует; - если общается на сцене не со зрителем, а с партнером, удерживает себя в области пьесы и роли, в атмосфере живой жизни, правды, веры.

Severvirgin: Хорошо, когда правда и вера в подлинность создаются на сцене сами собой, но если это не происходит, то актеру приходится искать, создавать их. Легче всего найти или вызвать правду и веру в самых малых, простых физических задачах и действиях. Они доступны, устойчивы, видимы, ощутимы, подчиняются сознанию и приказу. К тому же они легче фиксируются. Маленькие физические действия, маленькие физические правды, моменты веры в них приобретают на сцене большое значение не только в простых местах роли, но и в самых сильных, кульминационных, при переживании трагедии и драмы.


Severvirgin: ПРИМЕР Чем занята леди Макбет в кульминационный момент трагедии? Простым физическим действием: стиранием с руки кровавого пятна. Стирание кровавого пятна помогает выполнению честолюбивых замыслов леди Макбет, и честолюбивые замыслы заставляют стирать кровавое пятно. Маленькое, реальное, физическое действие стирания пятна приобретает большое значение в дальнейшей жизни леди Макбет, а большое внутреннее стремление (честолюбивые замыслы) нуждается в помощи маленького физического действия.

Severvirgin: Физические действия среди важных предлагаемых обстоятельств, приобретают большую силу. В этих условиях создается взаимодействие тела и души, действия и чувства, благодаря котором внешнее помогает внутреннему, а внутреннее вызывает внешнее. В минуты повышенных переживаний трагедии и драмы простые, правдивые физические действия, за которые легко цепляться, получают исключительное по важности значение. Чем они проще, доступнее и выполнимее, тем легче ухватиться за них в трудный момент. Верная задача поведет к верной цели, что убережет актера от штампа и ремесла.

Severvirgin: В физических действиях участвуют логика и последовательность. Они создают порядок, стройность, смысл и помогают вызывать подлинное, продуктивное и целесообразное действие. В реальной жизни все происходит своим чередом. На сцене необходимость органического физического действия пропадает, вместе с его "механической" логикой и последовательностью, вместе с естественной в жизни подсознательной настороженностью и инстинктивной самопроверкой. Актеру приходится заменять механичность сознательной, логической и последовательной проверкой каждого момента физического действия.

Severvirgin: Логика и последовательность дисциплинируют мысли, желания, чувства и в особенности – внимание. Они помогают актеру удерживать объект на сцене или внутри себя, следить за выполнением мелких составных частей не только физических, но и внутренних, душевных действий. Почувствовав внешнюю и внутреннюю правду и поверив ей, сами собой создаются сначала внутренние позывы на действие, а потом и самое действие. Переживание будет совершено, если все области человеческой природы актера заработают логично, последовательно, с подлинной правдой и верой.

Severvirgin: Зритель, смотря на действия артиста на сцене, тоже должен чувствовать "механичность" логики и последовательности действия, которую мы бессознательно знаем в жизни. Без этого зритель не поверит правде того, что происходит на сцене. Актер должен дать ему эту логику и последовательность в каждом своем действии.

Severvirgin: ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ ...

Severvirgin: ОБЪЯВЛЕНИЕ: ФОРУМЧАНЕ, ЧИТАЮЩИЕ ЭТУ ТЕМУ, ОТКЛИКНИТЕСЬ... ПРОСМОТРОВ МНОГО, Я НЕ ОЖИДАЛА ТАКОГО АНШЛАГА КТО ВЫ? ОСТАВЬТЕ ОТЗЫВЫ, ПОЖАЛУЙСТА

Vаниль: Да какие могут быть отзывы!!!! Когда такая тема интересная ))))))))) Отзыыввы все мои положительны........) Тема хорошая и автор отличный)))))) Жду следующих сообщений))))))))))))))))))))))))

Severvirgin: Логика и последовательность чувств Для создания ясного плана и линии внутреннего действия, нужно знать природу, логику и последовательность чувств. Эта область сложнее последовательности и логики видимых физических действий. Логику и последовательность чувств, эмоций следует рассматривать с точки зрения психологии. Но психология – наука, и применять её методы и инструменты могут только специалисты в этой области. Актер – не ученый, его сфера – активность, действие. Он руководствуется человеческим опытом, жизненными воспоминаниями и опытом, правдой и верой в то, что делает на сцене. Существует следующий прием – актер должен спросить себя: «Что бы я сделал в реальной жизни, если бы впал в «трагическое бездействие»?

Severvirgin: СПРАВКА Чтобы понять смысл «трагического бездействия» предлагаю вашему вниманию случай, описанный Станиславский в своем «Дневнике ученика». «…Одной женщине надо было объявить ужасную весть о неожиданной смерти мужа. После долгого, осторожного приготовления печальный вестник произнес наконец фатальные слова. Бедная женщина замерла. Но ее лицо не выражало ничего трагического (не то что на сцене, где актеры любят в эти моменты поиграть). Омертвение, при полном отсутствии выразительности, было жутко. Пришлось простоять недвижно несколько минут, чтоб не нарушить совершавшегося в ней внутреннего процесса. В конце концов надо было сделать движение, и оно вывело ее из оцепенения. Она очнулась и... упала без чувств. Много времени спустя, когда стало возможным говорить о прошлом, ее спросили: о чем она тогда думала, в момент ее "трагического бездействия"? Оказалось, что за пять минут до известия о смерти она собиралась идти куда-то для покупки разных вещей мужу... Но так как он умер, то ей надо было делать что-то другое. Что же? Создавать новую жизнь? Проститься со старой? Пережив в одно мгновение всю прошлую жизнь, встав лицом к лицу с будущим, ей не удалось разгадать его, она не нашла для дальнейшей жизни необходимого равновесия и... лишилась чувств от своей беспомощности». Несколько минут драматического бездействия были достаточно активны – пережить прошлое и оценить его.

Severvirgin: Ответив на вопрос «Что бы я сделал, если бы я впал в трагическое бездействие?», актер, как бы, обращается за помощью к простому физическому действию. В «сложном психологическом состоянии» актер ответит не научными терминами, а целым перечнем логически последовательных действий. За невозможностью разобраться в сложном психологическом вопросе логики чувства, актер переносит свое внимание на логику действия. Актер создает логическую и последовательную внешнюю линию физических действий. Параллельно с этой линией внутри него рождается другая - линия логики и последовательности чувств. Наши внутренние чувства, эмоции, незаметно для нас порождают наши действия, и неразрывно связаны с жизнью этих действий.

Severvirgin: ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ПАМЯТЬ СПРАВКА Термин «аффективная память» ввел французский психолог Т.Рибо (1839-1916), представитель экспериментальной психологии. Позднее этот термин был заменен другим - «эмоциональная память». Рибо приводил следующий пример: Два человека были застигнуты на скале приливом в море. Они спаслись и после передавали свои впечатления. Первый помнил каждое своё действие: как, куда, почему он пошел, где спустился, как ступил, куда прыгнул. Второй помнил лишь испытанные тогда ощущения, эмоции. Сначала восторг, потом настороженность, тревога, надежда, сомнение и состояние паники. Вот эти чувства, ощущения и хранятся в эмоциональной памяти.

Severvirgin: СПРАВКА В рабочей библиотеке Станиславского сохранились книги Рибо: «Воля в её нормальных и болезненных состояниях» «Психология внимания» «Память в её нормальном и болезненном состоянии» «Эволюция общих идей» «Логика чувств» Многие страницы этих книг испещрены пометками Константина Сергеевича.

Severvirgin: Константин Сергеевич в своем Дневнике приводит два случая, которые оказали сильное влияние на его понимание механизма эмоциональной памяти. Хочу заранее предупредить впечатлительных людей! Текст первой истории содержит подробности гибели человека от несчастного случая!

Severvirgin: ИСТОРИЯ ПЕРВАЯ «…Недавно я возвращался домой с Шустовым. На Арбате нам заградила путь большая толпа. Там моим глазам представилась ужасная картина. Передо мной лежал в большой луже крови старенький нищий с раздробленной челюстью, отрезанными обеими руками и половиной ступни ноги. Лицо покойного было страшно, переломленная нижняя челюсть с гнилыми старческими зубами вылезла изо рта и торчала впереди окровавленных усов. Руки лежали отдельно от тела. Казалось, что они удлинились и тянулись вперед, прося пощады. Один палец кисти торчал кверху, точно грозил кому-то. Носок сапога, с костями и мясом, валялся тоже отдельно. Вагон трамвая, стоящий над своей жертвой, казался огромным и страшным. Он, как зверь, оскаливался на мертвеца и шипел. Вагоновожатый поправлял что-то в машине, вероятно для того, чтобы демонстрировать ее неисправность и тем оправдать себя. Наклонясь над трупом, стоял какой-то человек, глубокомысленно смотрел в мертвое лицо и тыкал в нос трупу грязный платок. А рядом мальчишки играли с водой и кровью. Им нравилось, когда ручейки подтаявшего снега сливались с ручейком красной крови, от чего образовывался новый, розовый поток. Одна женщина плакала, остальные с любопытством, ужасом или брезгливостью глазели». В первую ночь после трагедии, воспоминания показались Константину Сергеевичу ужасней и страшнее чем в действительности. Он приписывал свое состояние эмоциональной памяти, усиливающей впечатление.

Severvirgin: «…Через день или два я опять проходил по Арбату мимо места катастрофы и невольно задержался, задумавшись о том, что было здесь недавно. Страшное - прошло все, лишь одной человеческой жизнью меньше. Метельщица спокойно мела улицу, точно заметая последние следы катастрофы, вагоны трамвая весело пробегали по роковому месту, облитому человеческой кровью. В связи с моими мыслями о бренности жизни воспоминание о недавней ужасной катастрофе переродилось. То, что было грубонатуралистично - вывалившаяся челюсть, отрезанные руки, часть ноги, приподнятый палец, игра детей с кровавыми лужами,- хоть и потрясало меня сегодня не меньше, чем тогда, но потрясало совсем иначе. Брезгливое чувство исчезло, и вместо него явилось возмущение». На следующий день, картина катастрофы волнует Константина Сергеевича уже не натуралистическими подробностями, а жалостью, нежностью к погибшему. С особой теплотой он вспоминает лицо той женщины, которая горько плакала.

Severvirgin: «….через неделю после катастрофы, я опять прошел мимо рокового места и вспомнил то, что здесь произошло. Вспомнился белый, такой же, как сегодня, снег. Это - жизнь. Распростертая, тянущаяся куда-то черная фигура. Это - смерть. Струящаяся кровь. Это - исходящие из человека страсти. Кругом, как яркий контраст, опять были небо, солнце, свет, природа. Это - вечность. Пробегающие мимо переполненные вагоны трамвая казались мне проходящими человеческими поколениями, направляющимися в вечность. И вся картина, еще недавно представлявшаяся отвратительной, потом жестокой, теперь стала величественной. Если в первый день мне хотелось написать газетную хронику, если потом меня тянуло на фельетон философского характера, то сегодня я склонен к поэзии, к стихам, к торжественной лирике».



полная версия страницы