Форум » Хроники временных лет » К.С. СТАНИСЛАВСКИЙ или ПОДСОЗНАТЕЛЬНОЕ ЧЕРЕЗ СОЗНАТЕЛЬНОЕ » Ответить

К.С. СТАНИСЛАВСКИЙ или ПОДСОЗНАТЕЛЬНОЕ ЧЕРЕЗ СОЗНАТЕЛЬНОЕ

Severvirgin: К.С. Станиславский «Дневник ученика. Работа над собой в творческом процессе» о занятиях в школе-театре с режиссером и преподавателем А.Н. Торцовым и его помощником И.П. Рахмановым. http://stanislavsky.by.ru/ http://az.lib.ru/s/stanislawskij_k_s/

Ответов - 225, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 All

Severvirgin: Вся сценическая деятельность ремесленников сводится к подбору и комбинации штампов. Некоторые из этих штампов даже занимательны, и неопытный зритель даже не заметит, что это не более как механическая актерская работа. Штампы не могут волновать зрителей, для этого нужны дополнительные возбудители, и такими возбудителями являются особые приемы - актерские эмоции. СПРАВКА: Актерская эмоция - искусственное раздражение периферии тела. Например, если сжимать кулаки, сильно сокращать мускулы тела или спазматически дышать, то можно довести себя до большого физического напряжения, которое часто воспринимается зрителем как проявление сильного темперамента, страстью.

Severvirgin: «ЕСЛИ БЫ …» "Если бы" является для актера рычагом, который переводит его из действительности в мир, только в котором может совершаться творчество. Предположение «если бы…» вызывает множество сознательных и последовательных мыслей, логических ступеней – если.., так…, как.., то…

Severvirgin: Существуют одноэтажные и многоэтажные "если бы". Пример одноэтажного – если бы пепельница была мышью. В сложных пьесах взаимодействуют большое количество авторских и других всевозможных "если бы", которые оправдывают то или другое поведение, те или иные поступки героев. Это и есть многоэтажные "если бы" с большим количеством предположений и дополняющих их вымыслов, хитро сплетающихся между собой.


Severvirgin: Автор, создавая пьесу, говорит: - если бы действие происходило в такую-то эпоху, в таком-то государстве, в таком-то месте или в доме; - если бы там жили такие-то люди, с таким-то складом души, с такими-то мыслями и чувствами; - если бы они сталкивались между собой при таких-то обстоятельствах" и так далее. Режиссер дополняет правдоподобный вымысел автора своими "если бы" и говорит: - если бы между действующими лицами были такие-то взаимоотношения, - если бы у них была такая-то типичная повадка, - если бы они жили в такой-то обстановке и так далее, как бы при всех этих условиях действовал на их месте артист. Художник изображает место действия пьесы, электротехник дает то или иное освещение, и другие творцы спектакля дополняют условия жизни пьесы своим художественным вымыслом и своими «если бы».

Severvirgin: Важное свойство "если бы" - оно вызывает в артисте внутреннюю и внешнюю активность и добивается этого без насилия, естественным путем. Слово "если бы" – движущая сила, возбудитель внутренней творческой активности актера. Это чрезвычайно важное свойство слова "если бы" роднит его с принципом активности и действенности творчества и искусства.

Severvirgin:

Vаниль: Severvirgin А у мя вопрос,ты это всё с книги переписываешь или как?))))))))))

Severvirgin: Обрабатываю материал и выдаю краткие резюме

Severvirgin: ПРЕДЛАГАЕМЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА Пушкин А.С.: "Истина страстей, правдоподобие чувствований в предполагаемых обстоятельствах - вот чего требует наш ум от драматического писателя" Иначе говоря , "В предлагаемых обстоятельствах - истина страстей", т.е. актер должен создать прежде предлагаемые обстоятельства, искренне поверить им, и тогда сама собой родится "истина страстей". СПРАВКА: Истина страстей - подлинная, живая человеческая страсть, чувства-переживания самого артиста. СПРАВКА:Правдоподобие чувства - не самые подлинные страсти, чувства и переживания, а их предчувствие, близкое, родственное им состояние, похожее на правду и потому правдоподобное. Передача страсти, но не прямая подсознательная, а под внутреннее суфлерство чувства.

Severvirgin: Предлагаемые обстоятельства - фабула пьесы, ее факты, события, эпоха, время и место действия, условия жизни, актерское и режиссерское понимание пьесы, мизансцены, постановка, декорации и костюмы, бутафория, освещение, шумы и звуки, и всё, что предлагается актерам принять во внимание. "Предлагаемые обстоятельства", как и "если бы" - предположения, "вымыслы воображения". Они одного происхождения: "предлагаемые обстоятельства" = "если бы", а "если бы" = "предлагаемые обстоятельства". Одно - "если бы" - предположение, а другое -"предлагаемые обстоятельства" - дополнение. "Если 6ы" начинает творчество, "предлагаемые обстоятельства" развивают его. Одно без других не может существовать и получать необходимую возбудительную силу. Но их функции различны, т.е. "если бы" дает толчок дремлющему воображению, а "предлагаемые обстоятельства" делают обоснованным само "если бы". Они вместе и по отдельности помогают создать внутренний сдвиг. Прежде всего, актер представляет себе все "предлагаемые обстоятельства", взятые из самой пьесы, из режиссерской постановки, из собственных артистических мечтаний. Весь этот материал дает общее представление о жизни изображаемого образа в окружающих его условиях. Нужно искренне поверить в реальную возможность такой жизни в самой действительности, привыкнуть к ней настолько, чтобы сродниться с этой чужой жизнью. Если все это удастся, то внутри актера сама собою создастся истина страстей или правдоподобие чувства. «Если бы» ставят перед каждым из собранных "предлагаемых обстоятельств". При этом структура следующая: Если бы …. (первое), если бы …. (второе), если бы … (третье), то что бы я (актер) стал делать и как поступать?

Severvirgin: В "Дневнике ученика" Станиславский очень интересно описывает занятия в школе, я их не пересказываю, это очень долго, надо самостоятельно читать. Все резюме полезны для понимания актерской профессии. Просто открыла книгу, заинтересовалась, специальных знаний в этой области нет, а тут вроде и форум обязывает и вообще для кругозора полезно, надеюсь это интересно не только мне.... а то на одностороннюю связь будет похоже.

Severvirgin: ВООБРАЖЕНИЕ Аркадий Николаевич Торцов: «Каждое наше движение на сцене, каждое слово должно быть результатом верной жизни воображения».

Severvirgin: Творческая работа актера над ролью и превращением пьесы в сценическую быль совершается при участии воображения. Прием "если бы" является рычагом, который переводит артиста из повседневной жизни, действительности в плоскость воображения. Пьеса, роль - вымысел автора, это ряд множества других "если бы", "предлагаемых обстоятельств", придуманных им. Задача артиста и его творчества - превратить вымысел пьесы в художественную сценическую быль. В этом процессе огромную роль играет воображение артиста. Воображение – главный помощник артиста с его "если бы" и "предлагаемыми обстоятельствами", оно досказывает то, чего не досказали автор, режиссер, оживляет работу всех создателей спектакля. Важно отличать воображение от фантазии; Воображение создает то, что есть, что возможно, что мы знаем, а фантазия - то, чего нет, что в действительности мы не знаем, чего никогда не было и не будет.

Severvirgin: Драматург не может дать артисту всё, что ему нужно знать о пьесе. Невозможно полностью раскрыть жизнь всех действующих лиц, поэтому многое остается недосказанным. Драматург скуп на комментарии и разъяснения, он представляет лишь действия «вообще» или дает лаконичные характеристики: «Человек среднего возраста с приятной внешностью, много курит». Таких ремарок драматурга недостаточно для создания внешнего образа, манеры, походки, привычки. Совершенно недостаточно только запомнить ремарки драматурга, требования режиссера, вызубрить слова роли, и потом формально выполнять всё это на сцене. Актеру нужен характер персонажа, который определяет мысли, оттенки чувств, побуждений, поступки действующего лица. Всё это должно быть дополнено и развито артистом. Только в этом случае пьеса оживет и затронет уголки души творящего на сцене артиста и зрителя, артист заживет внутренней жизнью лица, и будет действовать так, как повелевает автор, режиссер и живые чувства артиста.

Severvirgin: ЛИРИЧЕСКОЕ ОТСТУПЛЕНИЕ: Вероятно, каждый из нас встречал в жизни человека, о котором можно сказать: «Врет и не краснеет». Подобные люди на определенный промежуток времени искренне верят в то, что говорят, дополняют сказанное подробностями собственного воображения. Вы думаете, что «искренне» лгать легко? Нет, это своего рода тоже творчество, которое создается развитым воображением, «если бы» и «предлагаемыми обстоятельствами». Вас даже может посетить ощущение – передо мной гений….

Severvirgin: Различают воображение: - с инициативой, которое работает самостоятельно, развивается без особых усилий, работает постоянно, наяву и во сне; - без инициативы, но легко схватывает подсказанное и продолжает самостоятельно развивать идею; Если актер воспринимает лишь внешнюю, формальную сторону - это признак отсутствия воображения, без которою нельзя быть артистом.

Severvirgin: Исключительное по важности значение для актера имеет активность воображаемой жизни, т.е. воображение должно вызывать, побуждать сначала внутреннее, а затем внешнее действие. Вымысел воображения должен быть последователен и логичен, воображение не будет иметь направленности без всякого логического обоснования, посыла. Что же делать актеру, если он должен иметь дело с незнакомой жизнью? Он проводит работу воображения. Чтобы понять эту работу, нужно отрешиться от окружающей обстановки, действительности и мысленно перенестись в не существующие сейчас, но могущие существовать в реальной жизни условия.

Severvirgin: Станиславский рассматривает эту работу воображения на примере кругосветного путешествия, работа должна быть выполнена не "как-нибудь", не "вообще", не "приблизительно" (всякое "как-нибудь", "вообще", "приблизительно" недопустимы в искусстве), а во всех мельчайших подробностях: «… Во время дороги вам предстоит иметь дело с самыми разнообразными условиями, с бытом, обычаями чуждых стран и народностей. Едва ли вы найдете в своей памяти весь необходимый материал. Поэтому придется его черпать из книг, картин, снимков и иных источников, дающих знание или воспроизводящих впечатления других людей. Из этих сведений вы выясните, где именно вам придется мысленно побывать, в какое время года, месяца; где вам предстоит мысленно плыть на пароходе и где, в каких городах придется делать остановки. Там же вы получите сведения об условиях и обычаях тех или иных стран, городов и прочее. Остальное, чего недостает для мысленного создания кругосветного путешествия, пусть творит воображение. Все эти важные данные сделают работу более обоснованной, а не беспочвенной, какой всегда бывают мечтания "вообще", приводящие актера к наигрышу и ремеслу. После этой большой предварительной работы можно уже составлять маршрут и пускаться в дорогу. Не забудьте только все время быть в контакте с логикой и последовательностью. Это поможет вам приблизить зыбкую, неустойчивую мечту к незыблемой и устойчивой действительности».

Severvirgin: ЛИРИЧЕСКОЕ ОТСТУПЛЕНИЕ: Станиславский описывает разные упражнения для развития воображения. Интересным мне показалось задание, которое дал ученикам, в т.ч и Станиславскому Торцов Аркадий Николаевич – ПРОЖИТЬ ЖИЗНЬ ДЕРЕВА, ГЛУБОКО ВРОСШЕГО КОРНЯМИ В ЗЕМЛЮ. По просьбам форумчан могу выложить фрагмент без купюр.

Severvirgin: Всякий вымысел воображения должен быть точно обоснован и крепко установлен. Вопросы - «кто», «когда», «где», «почему», «для чего», «как», которые актер ставит перед собой, чтобы оживить воображение, помогают создавать более точную и определенную картину пьесы. Таким образом, ни один шаг актера на сцене не должен производиться без внутреннего обоснования, механически, т.е. без работы воображения.



полная версия страницы