Форум » Хроники временных лет » К.С. СТАНИСЛАВСКИЙ или ПОДСОЗНАТЕЛЬНОЕ ЧЕРЕЗ СОЗНАТЕЛЬНОЕ » Ответить

К.С. СТАНИСЛАВСКИЙ или ПОДСОЗНАТЕЛЬНОЕ ЧЕРЕЗ СОЗНАТЕЛЬНОЕ

Severvirgin: К.С. Станиславский «Дневник ученика. Работа над собой в творческом процессе» о занятиях в школе-театре с режиссером и преподавателем А.Н. Торцовым и его помощником И.П. Рахмановым. http://stanislavsky.by.ru/ http://az.lib.ru/s/stanislawskij_k_s/

Ответов - 225, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 All

Severvirgin: Vаниль пишет: прикольно=))) Прикольно - что??? Тебе не интересен Станиславский в Искусстве Согласись, что мы как дилетанты, с которыми боролся Станиславский (правда он боролся с актерами-дилетантами), теперь хотя бы знаем, что такое искусство переживания и представления, и третий вид искусства - ремесло. О КАК!

Severvirgin: Основу теории Станиславского составляют изученные им на практике объективные закономерности сценического творчества, которые он открывал в самой органической природе человека-артиста. Центральным является учение о сценическом действии – главном выразительном средством актера и основным материалом его искусства. Предполагается подлинное, продуктивное и целесообразное действие актера в обстоятельствах жизни роли, а не внешнее воспроизведение действия. Такое действие представляет собой органический процесс, который осуществляется при участии ума, воли, чувства актера и всех его внутренних (психических) и внешних (физич.) данных.

Severvirgin: Ум, воля, чувства рассматриваются Станиславским как элементы творчества, которые могут рассматриваться и как элементы органического действия. К их числу относятся: - внимание к объекту - органы восприятия (зрение, слух и др.) - память на ощущения и создание образных видений - артистическое воображение - способность к взаимодействию со сценическими объектами - логичность и последовательность действий и чувств - чувство правды, вера и наивность - ощущение перспективы действия и мысли - чувство ритма - сценическое обаяние - мышечная свобода - пластичность - владение голосом - произношение, чувство фразы, умение действовать словом, и пр. Овладение всеми этими элементами приводит к подлинности совершаемого на сцене действия, к созданию нормального творческого самочувствия в предлагаемых обстоятельствах. Сценическое самочувствие, в свою очередь, является необходимым условием живого органического творчества актера на сцене, в противоположность ложному, условному «актерскому самочувствию», свойственному актеру-ремесленнику.


Severvirgin: Постоянное совершенствование всех перечисленных элементов творчества составляет содержание работы актера над собой, первого раздела системы, состоящего из двух частей: «работа над собой в творческом процессе переживания» и «работа над собой в творческом процессе воплощения». Впоследствии Станиславский признавал условность такого деления, т. к. при осуществлении действия процессы переживания и воплощения сливаются в единый органический процесс. Константин Сергеевич утверждал, что искусство актера только тогда преодолеет полудилетантскую стадию развития, когда «…повседневная работа над собой станет для актера привычной потребностью, как умывание у культурного человека». Отсюда возник термин «туалет актера», означающий регулярную систему тренировки творческих элементов, направленную на совершенствование артистической техники, художественного мастерства.

Severvirgin: Процесс работы актера над ролью разрешает проблему перевоплощения актера в образ. Станиславский исследует пути и приемы создания сценического образа, который в то же время воспроизводит и характер живого человека. Если принципы системы, найденные Станиславским, уточнялись, конкретизировались, но оставались неизменными в своей основе, то метод его сценической работы все время развивался, совершенствовался, подвергался существенным изменениям. В первые годы работы над системой Станиславский испытал на себе влияние идеалистической психологии, рассматривающей психическую жизнь человека отдельно от ее физической природы, психологию в отрыве от физиологии. Попытка создать сценический метод на основе одной лишь психологии не привела к желаемым результатам. Станиславский убедился, что область тонких неуловимых человеческих переживаний трудно поддается контролю и воздействию со стороны сознания. Чувство нельзя зафиксировать и вызвать сознательным усилием воли. Переживание, непроизвольно возникшее в процессе творчества, не может быть произвольно воспроизведено без риска насилия над творч. природой. Опираясь на учение о высшей нервной деятельности И.М.Сеченова и И.П.Павлова, Станиславский пришел к признанию значения физической природы действия в овладении внутренней жизнью роли. «В области физических действий,- писал он,- мы более «у себя дома», чем в области неуловимого чувства. Мы там лучше ориентируемся, мы там находчивее, увереннее, чем в области трудно уловимых и фиксируемых внутренних элементов».

Severvirgin: Метод работы, сложившийся в последние годы жизни Станиславского, получил условное наименование «метода физических действий». Станиславский называл также свой метод методом физических и словесных действий, желая подчеркнуть этим выдающееся значение слова, как формы действия. Учение Станиславского о словесном действии существенно отличается от всего, что было создано в области техники сценической речи. Помимо вопросов общей речевой культуры и той речевой техники, которая связана с постановкой голоса, дикцией, произношением и логикой речи, Станиславский разработал также актерскую технику - технику словесного взаимодействия. Она опирается, в частности, на создание образных представлений или видений внутреннего зрения, которые материализуют мысль актера, делают ее образной, действенной, а потому и наиболее заразительной и доходчивой до партнера. Умение воспринимать партнера и воздействовать на него, заражая его своими видениями, и составляет основу техники словесного взаимодействия.

Severvirgin: Вот это да..... Застукала Мышонка ..... В первый раз вижу своего читателя воотчию...и так сказать, живьем Очень рада, Мышонок Продолжение следует....

Мышонок: Ой, меня посчитали... Гы, парадокс - застукать удалось, наверное, самого нерадивого читателя, которому читать удается редко и потому долго...

Severvirgin: Созданный Станиславским метод физических и словесных действий устанавливает принципы и последовательность работы актера над ролью. «У каждого режиссера есть свои индивидуальные подходы к работе с актером и своя программа проведения этой работы,- говорил Станиславский.- На этот предмет нельзя утвердить однажды и навсегда установленных правил. Но основные этапы и психофизиологические приемы этой работы, взятые из самой нашей природы, должны быть в точности соблюдены». Только при этом условии актер станет самостоятельным творцом образа, создаваемого в соответствии с общим замыслом постановки, а не простым исполнителем режиссерских указаний или докладчиком авторского текста. Он должен стремиться к более точному и глубокому постижению замысла драматурга, который забрасывает в душу актера творческое зерно.

Severvirgin: Режиссер обрабатывает почву, т. е. подготавливает душу артиста для восприятия роли, уничтожает сорняки-штампы, делает прививку, обогащая замысел драматурга чувствованиями, помыслами и стремлениями самого актера, отсекает побочные ответвления, чтобы укрепить гл. стержень, или сквозное действие роли, и т. п. «Но нельзя совершать насилия над созидательным творческим актом самой природы,- говорил Станиславский, напр. тянуть живой росток из земли, чтобы ускорить его развитие, или искусственно расправлять еще не созревший бутон, пытаясь превратить его в цветок».

Severvirgin: Режиссер, идущий по пути органического творчества, по мнению Станиславского, является режиссером корня, в отличие от режиссера-деспота, навязывающего актеру конечный творческий результат и требующего его незамедлительного выполнения. На этом строится учение Станиславского о режиссуре, как об искусстве создания спектакля на основе творчества самих актеров, объединенных общностью идейного замысла. Чтобы наиболее полно выявить творческую инициативу актера, его природные склонности и данные, чтобы оградить его от режиссерского насилия, предвзятостей и рассудочности, толкающих на путь представления, Станиславский отверг многие свои старые приемы работы.

Severvirgin: Константин Сергеевич протестовал против того, чтобы режиссер с самого начала предлагал актерам готовое решение спектакля, его образов, мизансцен и т. п., возражал против длительного застольного анализа пьесы, переключающего работу актера над ролью в чисто умозрительную, рассудочную область. Станиславский предлагал проводить беседы не в начале работы, а лишь после появления у актера собственного ощущения роли. Для этого актер должен окружить себя обстоятельствами жизни пьесы, пытаясь действием ответить на вопрос: что бы я стал делать сегодня, здесь, сейчас, если бы находился в обстоятельствах действующего лица? Если действия актера не совпадут с действиями, предусмотренными ролью, то следует найти такие обстоятельства, которые бы позволили осуществить именно это, а не другое действие. Этот момент Станиславский называет началом сближения актера с ролью, изучением себя в роли и роли в себе. Такой анализ пьесы действием, т. н. действенный анализ, создает, по мнению Станиславского, наиболее благоприятные условия для познания творчества драматурга и возникновения процесса перевоплощения актера в образ. Чтобы при выборе нужных действий не сбиться с верного пути, актер должен ясно ощущать течение сценических событий и развитие конфликтов, определить для себя то, что Аристотель называет «составом происшествий», в которых ему предстоит осуществлять те или иные действия.

Severvirgin: Постепенно разрозненные действия выстраиваются в логическую цепь, образуя сквозное действие или непрерывную линию роли. Из переплетения различных линий поведения действующих лиц образуется то, что по аналогии с муз. творчеством Станиславский называл партитурой спектакля. При исполнении роли партитура действия остается неизменной, между тем, как само действие будет видоизменяться, приобретать ту или иную окраску, обусловленную самочувствием актера в момент творчества. Следуя всегда по одному и тому же логическому пути в роли, актер должен всегда стремиться к первичности творческого процесса, вырабатывая в себе импровизационное самочувствие, позволяющее ему играть не по-вчерашнему, а по-сегодняшнему.

Severvirgin: Разрабатывая свою творческую методику, Станиславский уделял особое внимание проблеме словесного действия актера в роли и овладения текстом автора. Чтобы избежать условной декламации текста, доклада роли, сделать слово подлинным орудием действия, он предлагал переходить к словесному действию лишь тогда, когда укрепится логика физических действий, предшествующих произнесению слов. Прежде чем заучивать и произносить слова автора, надо возбудить потребность в их произнесении, понять причины, их порождающие, и усвоить логику мыслей действующего лица. Только тогда чужие, заданные слова могут стать для исполнителя своими и будут произноситься им без всякого насилия.

Severvirgin: Процесс перевоплощения актера в образ и должен, по мнению Станиславского, заключаться в том, что актер будет действовать на сцене, не отдавая себе отчета в том, где кончается его собственное «Я» и начинается «Он» (персонаж). Актер становится на сцене другим человеком, оставаясь одновременно самим собой. Единство этих противоположностей и составляет диалектику рождения художественного образа. При этом идейная цель автора и ее воплощение или сверхзадача и сквозное действие пьесы синтезируются с целями и стремлениями творящего актера и соучастника творческого процесса - зрителя, образуя сверхзадачу и сквозное действие образа и всего спектакля. Соучастие зрителя в момент осуществления сценического действия Станиславский считал главным преимуществом театра перед кинематографом и др. видами искусства.

Severvirgin: Учение о сверхзадаче и сквозном действии пронизывает все элементы системы и составляет основу взглядов Станиславского на сценическое творчество. Весь процесс работы над пьесой и ролью направлен в методике Станиславского на постижение сверхзадачи и сквозного действия спектакля и каждого из действующих лиц. Глубина и содержательность сверхзадачи определяют собой идейно-творческую значимость сценического произведения. Идея в сценическом творчестве раскрывается в действиях и поступках, которые в своей совокупности составляют сквозное действие спектакля. Рассматривая сценическую жизнь как непрестанную борьбу противостоящих друг другу идей, интересов, стремлений, Станиславский ввел также в театральную лексику понятие контрсквозное действие (или контрдействие). Борьба сквозного и контрсквозного действий может осуществляться либо в столкновениях персонажей, либо в преодолении героями пьесы своих внутренних противоречий. Однако персонажи, воплощающие контрсквозное действие, в конечном итоге способствуют выявлению сквозного действия, раскрывающего сверхзадачу спектакля. Выявление сверхзадачи - общая творческая цель, объединяющая всех создателей спектакля. «...Интересная сверхзадача и хорошо подведенное к ней сквозное действие... В этом содержится все, - утверждает Станиславский, - здесь и ансамбль, здесь и хороший актер и понимание произведения... Я много работаю ,-говорил он в беседе с мастерами МХАТа,- и считаю, что ничего больше нет; сверхзадача и сквозное действие- вот главное в искусстве»

Severvirgin: Глубина и тонкость постижения роли находятся в прямой зависимости от внутренней содержательности, широты кругозора и идейной устремленности самого актера: сверхзадача роли, найденная актером и воплощаемая им в сценическом действии, всегда будет отражением его собственной жизненной сверхзадачи, или сверх-сверхзадачи. Сверх-сверхзадача - это и жизненная цель, мировоззрение, духовное содержание актера, его понимание общественной миссии художника. Если актер творит по объективным законам, а не просто играет порученную ему роль, то в каждом созданном им образе будет непременно отражаться его личность художника и человека.

Severvirgin: Глубина и тонкость постижения роли находятся в прямой зависимости от внутренней содержательности, широты кругозора и идейной устремленности самого актера: сверхзадача роли, найденная актером и воплощаемая им в сценическом действии, всегда будет отражением его собственной жизненной сверхзадачи, или сверх-сверхзадачи. Сверх-сверхзадача - это и жизненная цель, мировоззрение, духовное содержание актера, его понимание общественной миссии художника. Если актер творит по объективным законам, а не просто играет порученную ему роль, то в каждом созданном им образе будет непременно отражаться его личность художника и человека.

Severvirgin: Эстетические и этические начала представляют собой одно неразрывное целое. Учение об артистической этике составляет душу системы. Станиславский не признавал профессионального воспитания актера вне его этического воспитания. Высокая артистическая этика являлась для него необходимым условием коллективного творчества. Общественно воспитательную ценность сценических созданий Станиславский ставил в прямую зависимость от этических норм, определяющих жизнь театрального коллектива.

Severvirgin: Театральные идеи Станиславского, его эстетика и методология сценического творчества получили огромное распространение во всем мире. Константин Сергеевич не считал свою систему завершенной, призывал учеников и последователей продолжать и развивать начатую им работу по исследованию закономерностей сценического творчества, использованию их в практике театральной работы. Он указал путь дальнейшего развития теории и практики сценического творчества.



полная версия страницы