Форум » Хроники временных лет » К.С. СТАНИСЛАВСКИЙ или ПОДСОЗНАТЕЛЬНОЕ ЧЕРЕЗ СОЗНАТЕЛЬНОЕ » Ответить

К.С. СТАНИСЛАВСКИЙ или ПОДСОЗНАТЕЛЬНОЕ ЧЕРЕЗ СОЗНАТЕЛЬНОЕ

Severvirgin: К.С. Станиславский «Дневник ученика. Работа над собой в творческом процессе» о занятиях в школе-театре с режиссером и преподавателем А.Н. Торцовым и его помощником И.П. Рахмановым. http://stanislavsky.by.ru/ http://az.lib.ru/s/stanislawskij_k_s/

Ответов - 225, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 All

Severvirgin: ЛИРИЧЕСКОЕ ОТСТУПЛЕНИЕ в виде СПРАВКИ о К.С.СТАНИСЛАВСКОМ СТАНИСЛАВСКИЙ наст. фамилия - Алексеев), Константин Сергеевич 05.01.1863 – 07.08.1938 актер, режиссер, театральный педагог, основатель и руководитель Московского Художественного театра. Народный артист СССР (1936) Родители - Сергей Владимирович и Елизавета Васильевна Алексеевы принадлежали к торгово-промышленным кругам Москвы, из которых вышли близкие семье Алексеевых создатель картинной галереи П. М. Третьяков, организатор театр. музея А. А. Бахрушин, основатель частной оперы, известный меценат С. И. Мамонтов, книгоиздатель М. В. Сабашников и др.

Severvirgin: 5 сент. 1877 Станиславский впервые выступил на домашней любительской сцене. Постепенно образовался кружок театральных любителей, получивший название "Алексеевского кружка". Репертуар кружка состоял главным образом из переводных водевилей и оперетт. В 80-х гг. Алексеевский кружок поставил популярные оперетты: «Жавотта» Жонаса, «Кама pro» Лекока, «Нитуш» и «Лили» Эрве, «Маскотта» Одрана, «Микадо» Салливена и др. В эти же годы Станиславский начал выступать в любительских спектаклях в театре "Парадиз", Немецком клубе, на подмосковных сценах и др. (роли: Подколесин – «Женитьба»; Несчастливцев и др.). В 1885 он взял себе псевдоним «Станиславский». На первом этапе своей артистической деятельности часто подражал игре многих прославленных актеров. Но вскоре пришел к выводу, что копирование чужих образцов, пусть даже самых превосходных, приводит к штампам и ремеслу и что только следование жизни, природе выводит артиста на путь настоящего большого искусства. Станиславский отмечал в исполнении малейшую фальшь, отклонение от жизненной правды в сторону внешней показной «красивости», самолюбования и ненавистной ему театральной рутины. читал, что актёр должен быть «…толкователем высоких человеческих чувств, руководителем и воспитателем публики».

Severvirgin: Совместно с режиссером А.Ф.Федотовым, известным певцом и педагогом Ф. П. Комиссаржевским, художником Ф. Л. Сологубом основывает в 1888 «Общество искусства и Литературы», и создает при нем постоянную драматическую труппу из актеров-любителей. В спектаклях Общества Станиславский сыграл ряд крупных ролей различного амплуа, приобретая самостоятельность и зрелость мастера. Роли: Барон ("Скупой рыцарь" Пушкина, 1888), Дон Карлос и Дон Гуан ("Каменный гость" Пушкина, 1889), Сотанвиль ("Жорж Данден" Мольера, 1888), Ананий Яковлев, Имшин ("Горькая судьбина", 1888, и "Самоуправцы", 1889, Писемского), Фердинанд (1889), Паратов ("Бесприданница", 1890), Ростанев ("Село Степанчиково" по Достоевскому, 1891), Звездинцев ("Плоды просвещения", 1891), Уриэль Акоста (о. п. Гуцкова, 1895), Отелло (1896) и др. В спектаклях Общества приобрел огромную популярность. О нем писали как о выдающемся актере того времени. Его приглашали в качестве партнера для своих гастрольных выступлений П.А.Стрепетова, М. Н. Ермолова, Г. Н. Федотова. Спектакли с участием Станиславского посещались знаменитыми иностранными гастролерами: Э. Росси Л. Барнаем, чьи одобрительные отзывы укрепляли его веру в свое призвание.


Severvirgin: К этому времени относятся и выдающиеся работы Станиславского в области режиссуры. Большим событием в театральной жизни Москвы стала первая крупная самостоятельная режиссерская работа – постановка комедии «Плоды просвещения» (1891). В роли Бетси в этом спектакле выступила В. Ф. Комиссаржевская, начавшая свой творческий путь под руководством Станиславского. Спектакль получил высокую оценку будущего соратника - драматурга, театр. критика и педагога Вл. И. Неми-ровича-Данченко. Затем Станиславский ставит спектакли: «Уриэль Акоста» (1895) «Самоуправцы» (1895) «Отелло» (1896) «Бесприданница» (1896) Проявив себя как художник-новатор, он стремится порвать со старыми традициями, выйти за пределы привычных, шаблонных решений, найти новые, более тонкие художественные средства для передачи жизненной правды на сцене. Новаторство Станиславского в области режиссерско-постановочного искусства раскрылось в пьесах: «Польский еврей» Эркмана Шатриана (1896) «Потонувший колокол» Гауптмана (1898) и др. Работа в "Обществе искусства и Литературы" выдвинула Станиславского в первые ряды мастеров сцены и явилась прелюдией к его реформаторской деятельности на сцене МХТ.

Severvirgin: В 1897 произошла знаменательная встреча Станиславского и В.И. Немировича-Данченко. Они решили создать народный театр «...приблизительно с теми же задачами и в тех планах, как мечтал Островский» (Станиславский К. С., Собр. соч., т. 1, 1954, с. 186, см. Московский Художественный академический театр СССР имени М. Горького). Основу труппы нового театра составили наиболее талантливые любители «Общества искусства и Литературы» и ученики Немировича-Данченко по Музыкально-драматическому училищу Моск. филармонического общества. Начало деятельности театра совпало с периодом нарастания революционного движения в России. В речи, обращенной к труппе перед открытием МХТ, Станиславский говорил: «Не забывайте, что мы стремимся осветить темную жизнь бедного класса, дать им счастливые, эстетические минуты среди той тьмы, которая окутала их. Мы стремимся создать первый разумный, нравственный общедоступный театр и этой высокой цели мы посвящаем свою жизнь». Московский Художественный (Общедоступный) театр (МХТ) открылся 14 (26) окт. 1898 исторической трагедией «Царь Федор Иоаннович» А.К.Толстого. В этот же период были поставлены «Смерть Иоанна Грозного» (1899), «Власть тьмы» (1902) и др. Станиславский писал: «Достоинство моей тогдашней работы заключалось в том, что я старался быть искренним и искал правды, а ложь, особенно театральную, ремесленную, изгонял». «Но эта правда, - признавался впоследствии Станиславский,- была больше внешняя. ...Мы прикрывали их (актеров.- Ред.) незрелость новизной бытовых и исторических подробностей на сцене».

Severvirgin: Подлинным рождением театра можно считать постановку на его сцене чеховской «Чайки» (1898), которая имела триумфальный успех. Она ознаменовала не только рождение нового театра, но и нового направления в мировом сценическом искусстве. За «Чайкой» последовали и др. этапные спектакли МХТ: «Дядя Ваня» (1899) «Три сестры» (1901) «Вишневый сад» (1904) в В чеховских спектаклях Станиславский и Немирович-Данченко нашли новую манеру исполнения и приемы раскрытия духовного мира человека. Успех постановок определялся не игрой отдельных исполнителей, а всех участников спектакля, объединенных единым творческим методом и общностью понимания идеи пьесы. Станиславский добивался такого единства всех элементов спектакля, при котором игра актеров, декорация, свет, звуковое оформление создавали бы одно неразрывное целое, единый художественный образ.

Severvirgin: В 1900 через Чехова Станиславский сблизился с Горьким, который оказал на него огромное влияние. С именем Горького связана общественно-политическая линия в репертуаре МХТ. «Мещане» (1902) - на сцену новый социальный герой - рабочий, призывавший бороться за свои права; «На дне» (1902) - совместная режиссерская работа Станиславского и Немировича-Данченко; Новаторскими по режиссуре были постановки пьес рус. классиков: «Горе от ума» (1906) «Ревизор» (1908) «Живой труп» (1911) «Где тонко, там и рвется» Тургенева (1912) «Село Степанчиково» Достоевского (1917) «Месяц в деревне» Тургенева (1909) - совм. с И.М.Москвиным «Пир во время чумы» и «Моцарт и Сальери» Пушкина (1915) - совм. с А. Н. Бенуа «Мнимый больной» (1913) - совм. с А. Н. Бенуа «Хозяйка гостиницы» (1914), «Синяя птица» Метерлинка Станиславский первый раскрыл и утвердил новую природу театральной героики. Образ доктора Штокмана «Враг народа» (Доктор Штокман Ибсена, 1900) стал художественным и общественно-политическим событием, пронизан пафосом борьбы с интересами буржуазного общества. « Свобода, во что бы ни стало» - внутренний смысл образа Сатина . Астров ("Дядя Ваня"), Вершинин ("Три сестры") – эти сценические образы проникнуты лирич. обаянием, глубокой человечностью, говорили современникам о выстраданном мужестве, о духовной стойкости, о нерастраченных силах рус. людей, о мечте увидеть жизнь «невообразимо прекрасной» С тонкой, мягкой иронией играл Станиславский роль Гаева ("Вишневый сад"). С особой силой актерский талант проявился в характерных, сатирических ролях. В образах Фамусова и Крутицкого (1910) бытовая и психологич. достоверность сочетались с большой социальной обобщенностью. Сатирические образы, смелые, дерзкие, доходящие до гротеска, но нигде не переступающие границы естественного,- Арган ("Мнимый больной"), граф Любин ("Провинциалка"). В ролях Ракитина ("Месяц в деревне") и князя Абрезкова ("Живой труп") достигал необычайной тонкости, изящества психологического рисунка, предельной скупости внешнего выражения при большой внутренней насыщенности образов.

Severvirgin: Потребность определить свои творческие позиции побудила Станиславского заняться углубленным изучением основ сценического искусства. Станиславский видел свою задачу в укреплении и дальнейшем развитии реалистичных основ рус. сценического искусства, в разработке новых приемов актерской техники, способных передать всю глубину и богатство внутр. жизни человека. Вместе со своим последователем Л.А.Сулержицким в 1912 организовал при МХТ 1-ю Студию, чтобы, работая с молодежью, проверить и утвердить свою систему.

Severvirgin: ЖЕЛАЮЩИМ ОЗНАКОМИТСЯ С КОММУНИСТИЧЕСКИМ ПАФОСОМ театральной энциклопедии ПОСВЯЩАЕТСЯ: Отсутствие современного реалистичного репертуара в предреволюционные годы, влияние вкусов буржуазного зрителя препятствовали осуществлению большой художественной программы Станиславского, сковывали его творческие силы. Победа Великой Октябрьской революции определила новый расцвет театр. деятельности С. как режиссера, педагога и теоретика сценического искусства. Она уничтожила зависимость театра от буржуазной публики и сделала его подлинно общедоступным, народным. Встречу с новым зрителем С. считал одним из решающих факторов развития театра. Совместно с Немировичем-Данченко произвел строгую переоценку репертуара театра, оставляя в нем лишь лучшие спектакли, способные ответить на духовные запросы нового революционного зрителя. Обратившись в 1920 к постановке мистерии Байрона «Каин», Станиславский сделал попытку создать спектакль, близкий по своим идеям революционному духу времени. Однако более близким новому зрителю оказался "Ревизор", возобновленный в 1921 с Михаилом Чеховым в роли Хлестакова. Огромным успехом пользовался также спектакль "Двенадцатая ночь" Шекспира, постановкой которого Станиславский руководил в 1-й Студии МХТ (1917). Конец революционному пафосу!!! ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...

Severvirgin: В 1918 Станиславский возглавил оперную студию Большого театра, выросшую впоследствии в самостоятельный Оперный театр его имени. Одновременно с работой в оперной студии проводил занятия с воспитанниками всех студий МХТ, студии им. Грибоедова, студии "Габима" и др. В 1922-24 С. возглавил гастроли МХАТа по Европе и США, исполняя в этой поездке обязанности директора, режиссера и ведущего актера труппы. Спектакли театра за рубежом еще более упрочили славу и авторитет Станиславского и вызвали в мире огромный интерес к его системе. Во время этих гастролей написал свою автобиографическую книгу "Моя жизнь в искусстве". «Горячее сердце» (1926) «Дни Турбинных» Булгакова (1926) «Продавцы славы» Паньоля и Нивуа (1926) «Безумный день, или Женитьба Фигаро» (1927) «Бронепоезд 14-69» (1927) Под руководством Станиславского были созданы также спектакли: «Унтиловск» Леонова (1928) «Растратчик» Катаева (1928) «Мёртвые души» - блестящее сценическое воплощение гоголевской сатиры (1932) «Таланты и поклонники» Островского (1933) и др.

Severvirgin: Одновременно с этим, Станиславский проводил большую работу с молодыми певцами, создав новый Оперный театр. Еще в 1922 им была поставлена в Студии Большого театра опера «Евгений Онегин». Опера Чайковского приобрела новое звучание; опираясь на созданную им систему актерского творчества, Станиславский добивался от актеров-певцов эмоционально-насыщенного, осмысленного пения, органически сливающегося со сценическим действием. Оперная студия-театр им. Станиславского открылась в 1926 спектаклем «Царская невеста». Острая борьба страстей, приводящая героев к гибели, была раскрыта в спектаклях средствами не только вокального, но и актерского искусства, преодолевшего условности оперной «игры». Музыкальная культура Большого театра (дирижер В. И. Сук) сочеталась здесь с высокой режиссерской и сценической культурой МХАТа. В последующие годы Станиславский, развивая лучшие традиции русской оперной школы, поставил оперы: «Майская ночь» (1928) «Золотой петушок» (1932) Римского-Корсакова и руководил постановкой музыкальной драмы Мусоргского «Борис Годунов» (1929) и др. Станиславский обновил также традиции постановок зарубежной оперной классики, создав спектакли: «Богема» Пуч-чини (1927) «Севильский цирюльник» (1933) «Кармен» (1935) и др.

Severvirgin: 29 октября 1928 во время исполнения роли Вершинина («Три сестры») на юбилейном спектакле (30-летие МХАТа) у Станиславского произошел сердечный приступ. Он был вынужден прекратить свою актерскую деятельность, обратив все внимание на режиссерско-педагогическую работу, воспитание молодых актеров и режиссеров. Но никогда не прекращал поисков новых, более совершенных путей сценического творчества. К началу 30-х гг. он стоял на пороге новых открытий в области метода создания спектакля и роли. Для проверки своего открытия, получившего название «метод физических действий», Станиславский снова приступил к студийной, экспериментальной работе. «Искусство, - говорил он, - не может стоять на месте. Оно должно постоянно развиваться, тянуться куда-то вперед, либо начнется его одряхление и медленная смерть».

Severvirgin: В 1935 С. создал Оперно-драматическую студию. Одновременно он начал экспериментальную работу над спектаклем «Тартюф» с группой актеров МХАТа во главе с О. Л. Книппер-Чеховой, М.Н.Кедровым и В.О.Топорковым. В 1937 Станиславский закончил 1-ю часть книги «Работа актера над собой» и приступил ко 2-й части этого труда. Деятельность Константина Сергеевича, его идеи способствовали возникновению самых разных театральных течений, оказали огромное влияние на развитие мирового сценического искусства 20 века.

Severvirgin: ПОРА ПОДВОДИТЬ ИТОГИ

Severvirgin: Актерское искусство должно опираться на точное соблюдение законов органической природы человека-артиста. Именно это подчеркивал Константин Сергеевич, когда говорил, что никакой системы Станиславского не существует, а есть только одна непреложная система самой природы. Система Станиславского – условное название, отличалась от большинства ранее существовавших театральных систем тем, что строилась на выяснении причин, порождающих тот или иной результат творчества. Впервые решается проблема сознательного овладения подсознательными творческими процессами, исследуется путь органического перевоплощения актера в образ. С. с. является выражением того реалистического направления в сценическом искусстве, которое Станиславский назвал «искусством переживания». Создавая систему, Константин Сергеевич опирался на лучшие традиции рус. искусства - традиции Пушкина, Гоголя, Щепкина, Островского, Л.Толстого. Развитие Системы неотделимо от деятельности Московского Художественного театра (МХТ) и его студий, где она прошла длительный путь экспериментальной разработки и проверки практикой.

Severvirgin: Станиславский объявляет непримиримую борьбу сценическому дилетантизму, его пренебрежению к художественной технике, мастерству и неоправданными расчетами на спасительное "вдохновение". Он отмежевывается и от актерского ремесла, которое пользуется готовыми трафаретами, штампами для условного изображения образов и страстей. Несколько иначе Станиславский относился к «искусству представления», которое, в отличие от ремесла, требует от актера подлинности переживания, но лишь в подготовительный, репетиционный период работы над ролью; на сцене же актер демонстрирует зрителю готовый результат творчества, раз и навсегда отработанный внешний рисунок роли, без затраты душевных сил. Для театра представления характерно стремление к подчеркнутой сценической условности, к внешней эффектности театр. зрелища. Станиславскому были чужды художественный метод и сама эстетика «искусства представления», которое, по его мнению, стремится не к правдивому отражению реальной жизни, а к созданию особой театр. жизни, прекрасной «своей отвлеченностью».

Severvirgin: В «искусстве переживания» Константин Сергеевич видел воплощение принципов сценического реализма, возможность в наибольшей степени воздействовать на сознание и чувства зрителя. Искусство переживания предъявляет особые требования и к художественной технике актера, который должен не изображать образ, а «стать образом», жить его жизнью как своей. Игра актера этого направления сводится не к демонстрации результатов творчества, а к созданию на каждом спектакле заново живого органического процесса, по заранее продуманной логике жизни образа. Это требует активного участия всех элементов духовной и физической природы человека-артиста в момент творчества на сцене, требует не имитации, а подлинности переживаний, аналогичных с переживаниями действующего лица. Станиславский считал, что мысль, идея только тогда будут восприняты зрителем, заставят его понять и пережить все совершающееся на сцене, когда они будут основываться на живом человеческом чувстве актера. Только искусство переживания может передать тончайшие оттенки, всю глубину внутренней жизни персонажа и оставить в душе зрителя глубокий след. «…без этого условия роль искусства падает, - по мнению Станиславского, - до простой зрелищности». ....продолжение следует

Vаниль: Severvirgin Как хорошо, что хоть кто-то из нас делом занят, ну типа пишет умные вещи...)

Severvirgin: Vаниль пишет: Как хорошо, что хоть кто-то из нас делом занят, ну типа пишет умные вещи...) Просто я вторую часть книги "Работа актера над собой" не нашла пока, вот и решила подвести некоторый промежуточный итог. Ищу книгу Станиславского "Моя жизнь в искусстве", но пока поиск не дал результатов А вообще действительно грустно, 5 дней тишина и поговорить не о чем.... ...... и аватар-гад не грузится

Vаниль: Severvirgin прикольно=)))



полная версия страницы