Форум » Хроники временных лет » К.С. СТАНИСЛАВСКИЙ или ПОДСОЗНАТЕЛЬНОЕ ЧЕРЕЗ СОЗНАТЕЛЬНОЕ » Ответить

К.С. СТАНИСЛАВСКИЙ или ПОДСОЗНАТЕЛЬНОЕ ЧЕРЕЗ СОЗНАТЕЛЬНОЕ

Severvirgin: К.С. Станиславский «Дневник ученика. Работа над собой в творческом процессе» о занятиях в школе-театре с режиссером и преподавателем А.Н. Торцовым и его помощником И.П. Рахмановым. http://stanislavsky.by.ru/ http://az.lib.ru/s/stanislawskij_k_s/

Ответов - 225, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 All

Severvirgin: Процесс освобождения мышц является важным моментом артистической работы Пока существует физическое напряжение, не может быть речи о правильном, тонком чувствовании и о нормальной душевной жизни роли. Поэтому, актер, прежде чем начать творить, приводит в порядок мышцы, чтобы они не сковывали свободы действия. У нервного человека мышечное напряжение неизбежно во все моменты жизни. У актера оно неизбежно во время публичного выступления. Люди и актеры, испытывающие сильные мышечные напряжения, должны выработать у себя привычку постоянной самопроверки и контроля.

Severvirgin: Создать и развить внутреннего «наблюдателя и контролера». Роль «контролера» трудна. Он должен постоянно следить за тем, чтобы нигде не появлялось излишнего напряжения, мышечных зажимов, судорог. При их выявлении, они ликвидируются «контролером». Такой процесс нужно развить и довести до автоматизма, работа «контролера» должна стать механической и бессознательной. Стать новой привычкой человека. В моменты наивысшего нервного и физического подъема, мышцы не только не напрягать, а, напротив, как можно сильнее их ослаблять. Сначала, приходится много думать о «контролере», направлять его действия, но потом стремление к расслаблению мышц становится нормальным и привычным. Привычка к расслаблению мышц должна вырабатываться ежедневно, систематически, во все минуты повседневной деятельности.

Severvirgin: ЛИРИЧЕСКОЕ ОТСТУПЛЕНИЕ Индусы учат, что лежать нужно, как лежат маленькие дети и животные. Оказывается, что если положить ребенка или кошку на песок, дать им успокоиться или заснуть, а после осторожно приподнять, то на песке останется отпечаток форма всего тела. Если проделать такой же опыт со взрослым человеком, то на песке останется след лишь от сильно вдавленных лопаток и крестца. Остальные же части тела, благодаря постоянному, хроническому напряжению мышц, слабее соприкоснутся с песком и не отпечатаются на нем.


Severvirgin: Вернемся к девизу, обозначенному в начале темы. На сцене при каждой принимаемой позе или положении тела существуют три момента. Первый - излишнее напряжение, неизбежное при каждой новой позе и при волнении от публичного выступления. Второй - механическое освобождение от излишнего напряжения с помощью контролера. Третий - обоснование или оправдание позы в том случае, если она сама по себе не вызывает веры самого артиста.

Severvirgin: Люди, откликнитесь! Кому-нибудь вообще интересна данная тема??? А то меня ощущение графомана... Пишешь, пишешь, ответов - 2шт,

Princes: Severvirgin Дык все не комментируют, а читают! Народ увлечен чтением, тут уже не до комментариев! Вы пишите, пишите!

Severvirgin: Ну, слава Богу, наконец-то Могу вздохнуть спокойно... Спасибо, а то я уже нервничать начала Сегодня - Завтра ждите ОБЩЕНИЕ

Severvirgin: ОБЩЕНИЕ На сцене между действующими лицами пьесы должен и происходит процесс общения. Наверно многие из нас хотя бы раз, но замечали следующее: актер вроде бы смотрит, но не видит, видимо, думает о своем он вне происходящего действия Это называется «протокольное смотрение с пустым глазом», особенно заметно среди актеров массовки и на задних планах в сериалах. Для маскировки внутренней пустоты существуют ремесленные приемы, но они, как считал Станиславский, «…усиливают выпучивание пустых глаз». Глаза - зеркало души. Пустые глаза - зеркало пустой души.

Severvirgin: Глаза, взгляд актера на сцене должны отражать глубокое внутреннее содержание его души, души персонажа. Актер должен все время своего пребывания на подмостках общаться своим душевным содержанием с партнерами по сцене и пьесе. Но актеру присущи человеческие слабости. Выходя на сцену, он приносит с собой мысли, чувства, жизненные проблемы, размышления, порожденные действительностью. В театре его житейская линия не прекращается, и при первой возможности вкрапливается в переживания изображаемого лица. Актер отдает себя роли лишь в те моменты, когда она его захватывает. Но стоит ему отвлечься от роли, и он снова захвачен событиями своей жизни, которые уносят его за рампу, в зал, за пределы театра. В эти моменты роль передается внешне, механически. Такие отвлечения от линии жизни и общения поминутно прерываются, а опустевшее место заполняется вставками из собственной жизни актера, не имеющими отношения к персонажу.

Severvirgin: ЛИЧНОЕ Вспомнила сцену из «Адъютантов любви»: Маркиз Дарни (наша Звезда) и Великий магистр Рене (Киндинов) сообщают Александру (Ефимов) о его казне в виде сожжения. В это время лица охранников-иллюминатов из массовки, не то чтобы, совсем ничего не выражают, они думают вообще о своем; в других сценах, например их ареста, кто-то даже улыбался…

Severvirgin: Внешнее общение 1. Одиночное или самообщение происходит, когда невозможно скрыть эмоции, в процессе размышления, при заучивании; Все эти случаи самообщения встречаются очень редко в действительности и очень часто на подмостках. 2. Взаимное общение с партнером подразумевает понимание и ощущение внутреннего состояния партнера; должно быть не только взаимным, но и непрерывным, т.к. произведение автора, игра состоят исключительно из диалогов, которые являются взаимным общением двух или многих действующих лиц пьесы. Иногда, актер если и пользуется взаимным общением, то только в то время, пока произносит текст роли. Как только наступает молчание и реплика другого лица, он перестает воспринимать партнера до следующей своей реплики. Такая актерская манера уничтожает непрерывность взаимного общения, которое требует отдачи и восприятия чувств. Отдача и восприятие должны быть также и при молчании, во время которого нередко продолжается «разговор глаз», обмен взглядами. Нужно произносить свои мысли партнеру и, выразив их, следить, чтобы они доходили до сознания и чувства партнера. Для этого нужна небольшая остановка. Только убедившись в этом и договорив глазами то, что не умещается в слове, браться за передачу следующей части реплики. Воспринимать слова и мысли партнера каждый раз по-новому. Всё это требует от актера большого внимания, техники и артистической дисциплины.

Severvirgin: 3. Общение с воображаемым, несуществующим объектом (тень отца Гамлета) Некоторые актеры при таких объектах стараются галлюцинировать, чтоб подлинно увидеть не существующий, а лишь подразумеваемый объект. На это уходит вся энергия и внимание на сцене. Опытные актеры понимают, что дело не в самом «фантоме», а во внутреннем отношении к нему. Потому они ставят на место несуществующего объекта - фантома свое магическое "если бы" и стараются честно, по совести ответить себе: как бы они стали действовать, если бы в пустом пространстве перед ними оказалось «фантом». 4. Общение с коллективным объектом (залом) Трудность и особенность сценического общения заключается в том, что оно происходит одновременно с партнером и со зрителем. С партнером - непосредственно, сознательно, со зрителем - косвенно, через партнера, и несознательно. Зрители создают «…душевную акустику» и возвращают живые человеческие эмоции, как говорят сегодня, энергию. В искусстве представления, ремесле, этот вид общения разрешается просто: актеры постоянно разговаривают со зрителями, действующие лица выходят на авансцену и обращаются к сидящим в зале с отдельными репликами или с пространным монологом.

Severvirgin: 5. Коллективное общение в «народных сценах» Это расширенное взаимное общение. Актер встречается с толпой - массовкой, но только не в зрительном зале, а на самой сцене и пользуется прямым, непосредственным общением с массовым объектом. В этих случаях иногда приходится общаться с отдельными объектами из «толпы», в другие же моменты приходится охватывать всю «народную массу». 6. Общение ремесленное (не признается) Оно направляется непосредственно со сцены в зрительный зал, минуя партнера. Это путь наименьшего сопротивления. Станиславский считал, что этот вид нужно знать, чтобы бороться с ним!!! Такое общение «…является простым актерским самопоказыванием, наигрышем. Между этим высоким творчеством и простым актерским механическим действием - разница огромная. Это два совершенно противоположных друг другу вида общения».

Severvirgin: Для того, чтобы происходил процесс общения необходимы мысли, чувства. В действительности их создает жизнь. Но в театре актеру предлагают чужие мысли и чувства, которые принадлежат действующему лицу. Пережить такой душевный материал нелегко. Некоторым актерам гораздо легче наиграть внешние результаты, в «Дневнике ученика» приведены следующие примеры: Материал-пустышка – актер «болтает» слова роли, не заботясь ни об их смысле, ни об их подтексте, а лишь об их эффектности. Актер в роли демонстрирует не саму роль в себе, а свои данные: фигуру, лицо, жесты, позы, манеры, движения, походку, голос, дикцию, речь, интонацию, темперамент, технику, все внешние способности кроме самого чувства и переживания. Роль в актере – Актер не является творцом роли, а только формальным докладчиком. Он показывает роль в себе, так как она дана автором и переработана им, но это не значит, что он будет переживать ее. Дело не в переживании, а лишь в ее рисунке, в словесном тексте, во внешних мимике и действиях, в мизансцене и прочем.

Severvirgin: Из всего этого следует, что искусство переживания признает только последний вид общения с партнером – своими собственными переживаниями. Сценическая жизнь актера не бывает в полной мере правильного или неправильного общения. Она изобилует чередованием правильного и неправильного общения. Чтобы провести анализ общения, нужно определить процентное соотношение: % общения с партнером % общения со зрителем % рисунка роли % доклада % самопоказа Комбинация процентных соотношений определяет степень правильности общения.

Severvirgin: Внутреннее «…невидимое, душевное» общение СПРАВКА, ПРИМЕЧАНИЕ Учителя Константина Сергеевича и он сам для описания процесса внутреннего общения использовали ненаучные понятия: «Лучеиспускание» - передача эмоций, чувств, желаний «Лучевосприятие» - восприятие эмоций, чувств, желаний «Излучение» и «Влучение» В современном понимании они близки к области обмена психическими энергиями, т.е.эти понятия можно заменить на «Энерго-информационный обмен» между актером, его партнером, зрителями посредством обмена взглядом. Глаза излучают мысли чувства, партнер, зритель воспринимают их. При спокойном состоянии так называемые лучеиспускания и лучевосприятия едва уловимы. Но в момент сильных переживаний, экстаза, повышенных чувствований эти излучения и влучения становятся определеннее и более ощутимы как для того, кто их отдает, так и для тех, кто их воспринимает. Во время общения актер должен искать «…невидимые токи лучеиспускания и лучевосприятия».

Severvirgin: ЛИРИЧЕСКОЕ ОТСТУПЛЕНИЕ Для применения «лучеиспускания», «лучевпускания» на практике, познания «энерго-информационного обмена» по Станиславскому на грани телепатии. Если каждый день вы встречаете в коридоре офиса (школы) симпатичного вам человека, хотите с ним познакомиться и не знаете как к нему подойти, то воспользуйтесь этим советом. Итак, при встрече необходимо установить прямой зрительный контакт, и молча, «про себя» улыбнуться, поздороваться, добавить что-то приятное. При каждой последующей встречи повторять. Через пару дней знакомство гарантировано.

Severvirgin: При словесном и бессловесном общении между актерами образуется внутренняя связь – сцепка. Она создалась из случайных, отдельных моментов. Но если воспользоваться длинным рядом логически и последовательно связанных между собой переживаний, то эта сцепка будет крепнуть, расти и в конце концов может вырасти до – хватки. Роль Отелло – хватка Шекспировская трагедия – мертвая хватка

Severvirgin: ПРИМЕЧАНИЕ Некоторые понятия, используемые в следующих главах, на первый взгляд, могут показаться неясными, мудреными, особенно с позиции нашего времени, когда терминология общей психологии личности сформирована. Я решила, что в силу отсутствия психологического и актерского образования, и, учитывая тему форума, не буду подбирать термины, и «переводить» понятия, чтобы не искажать смысл записей и сохранить первоисточник «Дневник ученика». Вы поймете всё самостоятельно. Цитаты и слова Константина Сергеевича и его учителей, как вы могли уже заметить, выделены курсивом.

Severvirgin: ПРИСПОСОБЛЕНИЕ И ДРУГИЕ ЭЛЕМЕНТЫ, СВОЙСТВА. СПОСОБНОСТИ И ДАРОВАНИЯ АРТИСТА Приспособления – «…внутренние, так и внешние ухищрения, с помощью которых люди, в частности актеры, применяются друг к другу при общении и помогают воздействию на объект» Использование приспособлений в действительности можно проиллюстрировать примерами: а) Вы – проситель, пришли к чиновнику, Вам нужно обратить на себя внимание (взятку не рассматриваем), как-нибудь выделиться из общей массы посетителей. Чтобы чиновник вошел в ваше положение, проникся к вам, вы должны использовать приспособления. б) Вам нужно скрыть, замаскировать истинные чувства, общее состояние.



полная версия страницы